Аккумуляторные батареи используют на всех вилочных погрузчиках, вне зависимости от их типа и комплектации. Однако сами АКБ могут быть двух типов: пусковыми, либо тяговыми.
Пусковые АКБ применяют на вилочных погрузчиках с двигателем внутреннего сгорания. Их основная задача - пуск двигателя, поэтому они способны вырабатывать высокий ток (до 1000 А) на короткий промежуток времени. Во время работы двигателя такой аккумулятор заряжается от генератора. Он практически не требует обслуживания и разряжается только при долгом простое. Пусковые АКБ не переносят глубокий разряд, теряя при этом часть своей емкости.
Тяговые АКБ устанавливают на вилочные электропогрузчики, электрические тягачи, электротележки (транспортировщики паллет), электрические штабелеры и т.д. Тяговая АКБ питает электродвигатель погрузчика в течение всего времени его работы. Соответственно, тяговые АКБ постоянно работают в режиме заряд – разряд. В процессе работы они разряжаются до 80% от номинальной емкости, заряжаются, далее процесс повторяется большое количество циклов. Тяговые АКБ держат номинальное значение напряжения и отдают заявленный ток до момента полной разрядки, а после легко восстанавливаются без потери емкости при зарядке.
Современный рынок предлагает довольно большой выбор тяговых аккумуляторов для вилочных погрузчиков, все они имеют разную стоимость, технологию изготовления и особенности эксплуатации.
В нашей статье речь пойдет о трёх самых популярных видах тяговых АКБ.
В кислотно-свинцовых АКБ используют свинцовые электроды, погруженные в серную кислоту, которая разбавлена дистиллированной водой до определенной плотности. АКБ состоит из нескольких элементов, имеющих номинальное напряжение 2В, и последовательно соединенных между собой. Общее напряжение АКБ равно сумме напряжений всех ее элементов.
На данный момент такой вид тяговых АКБ является наиболее распространенным по причине простоты и дешевизны производства, утилизации и относительной ремонтопригодности.Однако, несмотря на очевидные плюсы данного вида АКБ, минусов у них не меньше. При зарядке и работе кислотной АКБ выделяются газы (водород и кислород), что создает необходимость их отвода. Это значит, что корпус АКБ невозможно сделать герметичным, поэтому использовать их можно только в одном положении во избежание разлива электролита. Кроме того, выделяемые газы взрывоопасны, поэтому необходима специальная зарядная комната с вентиляцией. По мере испарения электролита Свинцово-кислотные АКБ требуют постоянного обслуживания – долива дистиллированной воды до необходимого уровня, отслеживания и при необходимости выравнивания плотности электролита.
Существуют и особые ограничения в работе и зарядке таких АКБ. Строго запрещено допускать глубину разряда более 80% от номинальной мощности и хранить АКБ в разряженном состоянии – это вызывает сульфатизацию пластин, уменьшение ее емкости и значительное сокращение срока службы вплоть до полной неработоспособности.
Срок эксплуатации свинцово-кислотных АКБ составляет около 1500 циклов, время полной зарядки 8-12 часов. При этом нужно понимать, что такие показатели наработки достигаются строгим выполнением всех правил эксплуатации и обслуживания АКБ.
По своей сути гелевые АКБ являются теми же самыми кислотными АКБ, разница лишь в том, что жидкий электролит приведен в желеобразное состояние (как правило, этого достигают с помощью соединений кремния). Гелевая структура электролита кардинально меняет свойства АКБ, исключается возникновение сульфатизации пластин и риск короткого замыкания от их осыпания. Также водород и кислород, образующиеся при выработке электричества, задерживаются в гелевом веществе, реагируют между собой и превращаются в воду, увлажняющую гель. Этот процесс называется рекомбинацией газов.
Таким образом, корпус АКБ можно делать полностью герметичным, что дает возможность значительно расширить варианты положения АКБ. Несмотря на то, что сульфатизация пластин гелевой АКБ не грозит – не рекомендуется допускать ее разряд более 80%, такие разряды приведут к резкому сокращению срока службы АКБ (количеству циклов заряд-разряд).
Гелевые АКБ термочувствительны - при низкой температуре окружающей среды снижают емкость, при высокой емкость возрастает, но значительно сокращается срок службы АКБ. Так при повышении температуры окружающей среды от 30-35 до 40-45 градусов срок эксплуатации батареи сокращается вдвое.
Циклический ресурс гелевых АКБ напрямую зависит от допускаемой глубины разряда, при 80% он составляет 800 циклов, при 50% - 1200. Время заряда таких аккумуляторов 12 – 14 часов.
Ознакомиться с предложением на электрические штабелеры HELI/CHL, оснащенные гелевыми АКБ можно по ссылке.
Литий-ионные АКБ по конструкции и принципу действия напоминают обычные батарейки, которые применяют для цифровой или бытовой техники. В настоящее время такие АКБ являются наиболее передовыми и технологичными.
Они имеют целую серию преимуществ по сравнению со свинцово-кислотными аккумуляторами. При схожей энергоэффективности они имеют меньший вес и габариты, не требуют никакого обслуживания, отдают энергию дольше, чем заряжаются. Время полной зарядки составляет 2 – 4 часа и может проводиться беспорядочно, т.е. соблюдение цикличности разряд до минимума – заряд до максимума не требуется. Подзарядить АКБ можно в любую паузу во время производственного процесса и это не повлияет на срок службы аккумулятора. Их можно подзарядить на 40% емкости за 1,5 – 2 часа. Благодаря чему можно организовать многосменный производственный процесс, используя один АКБ на единицу техники. Не требуется зарядная комната, т.к. не выделяются взрывоопасные и горючие газы. Кроме того, при зарядке литиево-ионных АКБ потребление электроэнергии на 30% меньше, чем у кислотных и гелевых, в которых 30% энергии расходуется на нагрев.
Срок службы литиевых аккумуляторов достигает 3000 - 5000 циклов, что в два раза больше, чем у традиционных кислотных АКБ.
Очевидным недостатком таких АКБ является их цена: вдвое выше гелевых и втрое выше свинцово-кислотных с жидким электролитом. Однако при высоких начальных затратах литиево-ионные АКБ за счет своих преимуществ могут стать более выгодным приобретением.
Все крупные мировые производители складской техники уже начали комплектовать свою продукцию таким типом аккумуляторов. Уже сейчас можно утверждать, что литиевые батареи серьезно потеснят традиционные и в ближайшее время станут лидерами продаж.
ООО «Фанлифттрак» предлагает перевозчики паллет (электротележки) HELI/CHL,оснащенные необслуживаемыми литиево-ионными АКБ. Это незаменимая техника для работы в условиях небольшого склада. Она позволит увеличить интенсивность обработки грузов и снизит усталость персонала и накладные расходы.
Выбор типа тяговой аккумуляторной батареи всегда ограничивается параметрами вилочного погрузчика. В первую очередь необходимо изучить сопроводительную документацию к погрузчику и выяснить требуемые габаритные размеры, напряжение, силу тока, емкость. Это гарантирует сохранность элементов электроники погрузчика.
Не рекомендуется самостоятельно менять кислотные АКБ установленные на технике на литиевые аккумуляторы – без соответствующей модернизации электроники погрузчика. Сначала необходимо проконсультироваться о наличии такой возможности с производителем техники, либо его представителем. В противном случае есть риск потерять деньги при покупке АКБ и последующем ремонте техники.
При покупке новой техники нужно определить с основными параметрами вилочного погрузчика: грузоподъемность, габариты, режим работы. Исходя из этого, вытекают требования к АКБ – масса, габариты, емкость, сила тока, режим зарядки, срок службы, стоимость покупки и обслуживания.
Анализ бизнес процессов поможет в выборе: в одном случае выгодно купить электропогрузчик с двумя свинцово-кислотными АКБ, в другом электрический штабелер с гелевой батареей, в третьем электрическую тележку с необслуживаемой литиевой АКБ.
Электрические вилочные погрузчики GOODSENSE можно оснащать обслуживаемыми и необслуживаемыми аккумуляторными батареями любого из вышеперечисленных типов. Главное -определиться какой вид аккумулятора принесет максимальную выгоду именно вашей компании.