Дизельные погрузчики используются повсеместно и стоят примерно на 15-20% дешевле, чем аналогичные машины с электродвигателями. Заправить их проще и быстрее – залил солярку и можешь спокойно работать. Казалось бы, экономия и удобство очевидны. Но проведя несложные расчеты, можно понять, что ситуация с экономией обстоит несколько иначе.
Возьмем для примера два погрузчика GOODSENSE с грузоподъемностью 1,5 тонны: электропогрузчик FB15 и дизельный погрузчик FD15. Посчитаем затраты на топливо и электроэнергию за год.
Дизельный погрузчик (расход топлива - 1.9 л/ч):
1.9 л/ч * 8 ч * 49,57 руб./л * 248 рабочих дней = 186 859 руб./год
(в примере указаны средний расход топлива погрузчиком и средняя цена на дизельное топливо на момент произведения расчетов).
Электрический погрузчик (емкость АКБ - 400 А*ч, напряжение - 48 В):
Используемая емкость: 400 А*ч * 0.8 = 320 А*ч (остаточная емкость батареи 20%)
Переводим емкость из А*ч в кВт*ч: 320 А*ч * 48 В / 1000 = 15,36 кВт*ч (расходуется за 8-ми часовую смену)
Итого затраты на электроэнергию: 15,36 кВт*ч * 5,92 руб./кВ*ч * 248 рабочих дней = 22 551 руб./год
(в расчете использована формула для перевода А*ч в кВт*ч: E = U * Q / 1000, где E - энергия (кВт*ч); U - напряжение (В); Q - электрический заряд А*ч; 5,92 руб./кВ*ч - тариф на электроэнергию в Москве во 2-ом полугодии 2021 года для городского населения)
А теперь сравним затраты на техническое обслуживание.
Начнем с малого: разница затрат между генеральным ТО дизельного и электрического погрузчиков относительно небольшая - в несколько тысяч рублей. Однако, все остальные ТО электропогрузчика дешевле таковых у дизельного в 2 раза!
Рассчитаем стоимость ТО для данных погрузчиков за 1200 моточасов работы:
Дизельный погрузчик:
13 500 руб. * 3 + 12 500 руб. * 2 + 38 000 руб. = 103 500 руб.
(13 500 руб. - стоимость ТО 200/600/1000 моточасов, 12 500 руб. - стоимость ТО 400/800 моточасов, 38 000 руб. - стоимость ТО 1200 моточасов)
Электрический погрузчик:
7 500 руб. * 5 + 35 000 руб. = 72 500 руб.
(7 500 руб. - стоимость ТО 200/400/600/800/1000 моточасов, 35 000 руб. - стоимость ТО 1200 моточасов).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что затраты на эксплуатацию дизельного погрузчика в разы больше таковых погрузчика электрического.
Разница в затратах на ТО обусловлена принципиальным отличием в конструкции двигателя электрического и дизельного погрузчика: в двигателе электропогрузчика меньше движущихся узлов, которые подвержены износу в ходе его работы.
Что же касается разницы в удобстве эксплуатации этих погрузчиков? Скажем так: у каждого есть свои особенности.
Говоря об электропогрузчиках со свинцово-кислотной батареей, необходимо упомянуть, что для зарядки им требуется хорошо проветриваемое, желательно отдельное, помещение. Заряжаются они в среднем 5 часов, что ни в какое сравнение не идет со скоростью заправки дизельного погрузчика. Однако стоит заметить, что и заправка и зарядка погрузчиков выполняется вне часов их работы: зарядка осуществляется ночью, а заправка непосредственно перед эксплуатацией погрузчика.
Трудно не заметить главные отличия в работе ДВС от электродвигателя – наличие шума и удушающих выхлопов, которые, в свою очередь, являются частой причиной повышенной утомляемости и снижения концентрации работников.
Надо помнить, что электропогрузчики предназначены для использования по большей части в закрытых помещениях, в то время как дизельные погрузчики рассчитаны для работы на открытых пространствах.