Первый погрузчик появился в начале 20 века и представлял собой самоходную платформу с двигателем внутреннего сгорания. Оператору приходилось управлять платформой с помощью рычагов, стоя на подножке. Применялись самоходные платформы в металлургии для перевозки песка и металлического литья.
Развитие торговли между странами привело к увеличению грузопотока и дефициту рабочей силы. С целью эффективного использования складских площадей, товары пришлось размещать на многоуровневых стеллажах. При таком подходе обработка грузов стала занимать больше времени. Появилась потребность в технике, которая сможет не только перевозить паллеты с грузом, но и складировать их. Для этих целей самоходные платформы оснастили мачтой с подъемным механизмом и вилами, на смену неудобному рычажному управлению пришел руль. Так, сведя целый ряд характеристик воедино, в 1928 году компанией Clark был создан совершенно новый тип погрузчика – вилочный погрузчик с двигателем внутреннего сгорания.
В военные годы появилась потребность в технике, которая может дольше работать без дозаправки. Компания Clark сумела решить данную проблему путем установки на погрузчик электропривода и тяговой АКБ - первый электрический погрузчик сошел с конвейера в 1942 году. Данная модель имела целый ряд особенностей, которые выгодно отличали ее от погрузчика с двигателем внутреннего сгорания.
Преимущества современных электропогрузчиков очевидны:
Бесшумные
Величина громкости работы двигателя дизельного, бензинового и газового погрузчика 90 Дб, для электропогрузчика этот порог не превышает 60 Дб – на такой громкости разговаривают люди. Вполне привычная громкость для человеческого уха, чего не скажешь о громкости звука автопогрузчика, которая сопоставима со звуком перфоратора. Длительная работа при таком шуме приводит к быстрому утомлению, снижению концентрации.
Безопасные и экологичные
Для работы электродвигателя не требуется топливо, поэтому выхлопные газы и искры в ходе эксплуатации погрузчика исключены, уровень вибрации минимален. Эти особенности позволили найти применение электропогрузчикам в нефте и газодобывающей отрасли, на складах по хранению боеприпасов, ГСМ и лакокрасочных материалов.
При производстве продуктов питания, наличие выхлопа в помещении приводит к порче выпускаемой продукции, поэтому погрузчики с ДВС в пищевой промышленности используются реже, чем электрические.
Хранение лекарственных препаратов допускается только в строго регламентированных условиях: микроклимат, температура, стерильность. Поддерживать такие условия при работе автопогрузчика невозможно, тогда как электропогрузчик не оказывает влияния на них.
Выгодные в эксплуатации и обслуживании
Устройство электродвигателя проще, чем ДВС, поэтому ломается реже и дешевле в обслуживании. Затраты на электроэнергию для работы электропогрузчика, по скромным подсчетам, в 8 раз меньше, чем на ГСМ для автопогрузчика. Наглядное сравнение затрат на эксплуатацию и обслуживание приведено в статье «Какой погрузчик экономичнее, дизельный или электрический?».
Электродвигатель и АКБ служат долго
На быстрый износ деталей и узлов двигателя внутреннего сгорания влияют раскаленные газы, при работе электродвигателя таких нагрузок не возникает. Кроме того, в устройстве двигателя электропогрузчика меньше движущихся элементов, что уменьшает вероятность его поломки.
С АКБ дела обстоят не хуже. При соблюдении правил эксплуатации тяговый аккумулятор прослужит без замены 4-5 лет. О популярных типах и особенностях обслуживания тяговых аккумуляторов читайте в статье «Виды тяговых АКБ для вилочных погрузчиков».
Компактные и устойчивые
Установка электродвигателя взамен ДВС позволила добиться уменьшения габаритных размеров вилочного погрузчика. За счет расположения тягового аккумулятора и противовеса над задним мостом центр тяжести сместился к низу. Такие конструктивные особенности улучшили маневренность электропогрузчика, повысили его устойчивость при перемещении груза.
Работают без остановки
Емкости кислотной или литий-ионной тяговой АКБ электропогрузчика достаточно для 8-10 часовой рабочей смены без подзарядки. Кроме того, погрузчики с литий-ионными аккумуляторами можно подзаряжать в перерывах, специальной комнаты для этого не требуется. Кислотные батареи заряжают в помещениях, оборудованных принудительной вентиляцией, оставляя на всю ночь в конце рабочей смены.
Недостатки у электропогрузчиков тоже есть:
- высокая стартовая стоимость. На данный момент стоимость электрического погрузчика выше на 15—20%, чем автопогрузчика с аналогичными характеристиками. Но с учетом экономии на эксплуатации и обслуживании, эта разница отобьется уже через год использования;
- требовательные АКБ. Например, для кислотных типов АКБ надо оборудовать специальное вентилируемое помещение. Нарушение правил эксплуатации сказывается на снижении номинальной емкости и сроке службы аккумуляторных батарей. Чаще всего к преждевременному снижению номинальной емкости батареи приводит нарушение цикла заряда/разряда, а также длительная работа или оставление электропогрузчика на морозе. Литий-ионные АКБ, в свою очередь, дороже кислотных и склонны к возгоранию при нарушении герметичности корпуса;
- долго заряжаются. Заправка автопогрузчика занимает пару минут, полная зарядка электропогрузчика с литий-ионным АКБ потребует 2-4 часа, с аккумулятором кислотного типа - до 12 часов. В связи с этим тяговые АКБ оставляют заряжаться на всю ночь после окончания рабочей смены.
В странах Европы давно оценили достоинства электропогрузчиков. Доля их использования в крытых складских помещениях достигает 80% и лишь 20% приходится на погрузчики с ДВС. В России данный тип погрузчиков только набирает популярность.